Психология безопасности труда

       

Человеческий фактор и психология безопасности труда


По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. А травматизм и его последствия вызывают серьезную тревогу и могут быть сравнимы с эпидемией. Все это приводит к гибели преимущественно трудоспособных людей, увеличению количества инвалидов, гигантским потерям рабочего времени, колоссальным финансовым и материальным затратам.

Так, широкую известность получили данные, что если в промышленности существенно, кардинально не улучшать условия труда, то из каждых 100 молодых рабочих в возрасте 20 лет можно ожидать:

— 1 из них погибнет от несчастного случая на производстве;

— 6 станут инвалидами;

— 68 получат травмы;

— только 25 (т. е. только каждый четвертый) избежит увечий за всю свою трудовую жизнь.

Поэтому жизненно важное значение имеют мероприятия по обеспечению безопасных условий туда, по внедрению во всех звеньях системы охраны труда (техники безопасности). Она призвана решать две основные задачи:

1) способствовать созданию машин, механизмов и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека;

2) разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда.

Одновременно уделяется внимание: техническому обучению людей безопасным приемам работы; использованию средств защиты; общим вопросам организации безопасности работы.

5

В федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (1999 г.) дано следующее определение:

«Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Согласно данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация, а сам работающий человек. 75—80% всех травм происходит по прямой вине пострадавших, т.



е. по вине человеческого фактора.

Отсюда вытекает принципиально важный вопрос: почему люди, которым присущ инстинкт самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться к травме. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно, прежде всего, выявить эти побудители и по возможности уменьшить их воздействие. То есть имеется целый ряд Предпосылок объективного и субъективного порядка, обуславливающих возникновение несчастных случаев по вине человека. Каковы объективные причины?

Первая обнаруживается уже из анализа эволюции человека.

За последние 20—30 тысячелетий (когда еще жили неоантропы) человек внешне мало изменился (даже некоторые виды животных существенно изменили свой облик: так лошадь успела сменить 3 пальца на копыто). Ряд физических качеств человека ухудшился: понизилась острота зрения, слуха, не стало былой силы, выносливости. И в то же время человек прошел путь от первого каменного топора до полета в космос.

Специфика эволюционного развития человека шла, главным образом, в сфере психики, благодаря которой он создавал и совершенствовал орудия труда. Этим он расширил свои физические возможности (рычаг, двигатель и другие) и обогатил память, мышление (ЭВМ).

С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий мир. Но в то же время расширился и «руг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе труда. Если первобытный человек был способен противостоять опасностям, то современный человек отстает от уровня

6

возросшей опасности (станки, эскалаторы, электробезопасность, строительство и т. д.).

Правда, развитие психики позволяет человеку при разработке техники делать ее менее опасной, создавать средства защиты и т. д. Однако с развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.

Вторая общая причина, делающая условия труда и жизни человека более жесткими и опасными, — это рост числа ошибок.


Когда первобытный человек допускал ошибку в процессе труда (поранил ногу колючкой, упал на землю с плодового дерева), то тяжесть травмы (расплаты) была не столь велика, а современные люди погибают или получают тяжелые производственные травмы (взрывные работы, шахтеры, летчики, моряки и пр.).

Третья общая причина, способствующая росту травматизма,— адаптация человека к опасностям. Техника сейчас занимает все более прочное место в жизни людей (дома, в пути, на работе). Используя блага, даваемые техникой и привыкая к ним, человек зачастую забывает, что техника — это источник повышенной опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. А если все ему сходит с рук, то постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.

Помимо общих причин, обнаруживается много разнообразных чисто индивидуальных факторов, главным образам психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев (показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и пр.). Чисто внутренними факторами могут быть также:

— отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка;

— недостаток знаний или опыта;

— нарушение физического или эмоционального состояния и пр.

Внутренние факторы могут порождаться внешними: магнитные бури; фазы Луны; погодные условия; климатические условия и т. д.

На несчастные случаи влияют многие социальные факторы:

7

— психологический климат в коллективе;

— условия труда;

— несвоевременная зарплата.

Таким образом, человеческий фактор в вопросах безопасности труда играет значительно большую роль, чем это принято считать, и заслуживает значительно большего внимания. А учет психологических аспектов, лежащих в основе человеческого фактора, способствует Проведению эффективной работы по профилактике несчастных случаев на производстве и обеспечению безопасности труда.

8

5 :: 6 :: 7 :: 8 :: Содержание


Содержание раздела