Психология безопасности труда


Операция в предметном действии - часть 3


Причем это происходит не потому, что у опытных ниже скоростные возможности, а вследствие различной стратегии поведения тех и других. Опытные рабочие отвечают на такую ситуацию

100

актом активного мышления, т. е. стремлением как можно полнее оценить сложившееся положение вещей и быстрее найти наиболее целесообразный вариант ответного действия. Неопытные же чаще всего стараются ,как можно быстрее дать двигательный ответ. Причем это осуществляется в спешке, без должного анализа ситуации, путем включения двигательного навыка, зачастую неадекватного ситуации (например, при анализе причин летных происшествий отмечено: часть из них возникает не потому, что летчики опаздывали с ответными действиями, а из-за торопливости).

Следует подчеркнуть, что сложность аварийной ситуации обычно заключается не в недостатке времени на реагирование, а в отсутствии времени на исправление допущенных ошибок. Поэтому опытные рабочие стремятся решить задачу с одного раза и правильно, а неопытные паникуют, проявляя активный оборонительный рефлекс, т. е. быстрые двигательные реакции.

Завершая рассмотрение особенностей операции в предметном действии, следует коснуться вопроса выработки общих трудовых навыков и навыков безопасной работы. К сожалению, иногда их разрывают: рабочего сначала учат правилам выполнения работы, а затем отдельно — вопросам безопасности труда. При подобной методике обучения возможна интерференция навыков, когда трудовые навыки искусственно противопоставляются навыкам выполнения правил безопасности и одни навыки мешают закреплению других.

Из всего сказанного выше следует, что наиболее естественным и целесообразным путем трудового обучения является выработка таких навыков, в которых способ достижения цели действия органически отвечает условиям безопасности труда. Тогда правила применения СИЗ становятся неотъемлемыми элементами операций предметного действия.

101

99 :: 100 :: 101 :: Содержание




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин