Психология безопасности труда

       

Операция в предметном действии


Когда человек основательно осваивает предметное действие и в результате тренировок оно автоматизируется, т. е. возникает навык его выполнения, оно превращается в операцию, становится способом выполнения другого более крупного действия. Так, например, при освоении вождения автомобиля начинающий водитель должен выполнять ряд самостоятельных действий (выжать педаль сцепления, переключить ручку на первую скорость и т. д.). После многократных тренировок в езде происходит автоматизация, объединение всех этих частных (мелких) действий в одно, более крупное действие. Все эти акты отдельно уже не актуализируются в его сознании, а служат лишь способами трогания с места.

Каковы же положительные свойства навыков?

Навыки формируются не только в двигательной сфере, они могут объединять сенсорные и моторные элементы, возникать в области распределения внимания.

Благодаря навыкам отдельные элементы действия выполняются без специального сознательного контроля (например, токарь может, обтачивая деталь, одновременно наблюдать за подачей охлаждающей жидкости, отходом стружки).

Навыки заключаются также в целесообразном и экономном согласовании внутренних процессов в организме с двигательными актами, поэтому их реализация требует меньших энергетических затрат.

К тому же навыки не являются затвердевшими сцеплениями отдельных элементов — они обычно складываются в виде некоторых обобщенных связей, позволяющих в каждом конкретном случае приспосабливать операцию к реальным условиям. Поэтому возможен перенос навыков. Например, шофер грузовой машины переносит навыки управления на легковую машину.

Наряду с указанными положительными свойствами навыки могут порождать и некоторые отрицательные явления.

Прежде всего интерференция навыков — явление, когда один навык мешает становлению другого или же когда вместо одного навыка вдруг включается другой, неуместный в данном случае. Психологи выделяют два вида интерференции навыков:

а) ассоциативное торможение (под воздействием старого навыка операция выполняется «наоборот»);


99

б) репродуктивное торможение ( срабатывает более прочный навык, но не тот, который требуется в данном случае).

Отсюда — положение о необходимости согласования техники с ранее сложившимися навыками человека, которому предстоит управлять этой техникой.

Отметим еще ряд аспектов. Так, мы говорим о том, что выполнение операции подчинено задаче, т. е. осуществляется для достижения цели с учетом имеющихся конкретных условий. С изменением условий тот же навык реализуется по-иному. Поэтому при решении задачи особенно важно, чтобы человек достаточно полно оценивал существующие условия, ибо неучет отдельных условий зачастую является причиной несчастных случаев.

Двигательные операции являются обычно завершающими в предметном действии, и именно через них проявляются внешне все ошибки (плохая моторная координация или недостаток двигательных навыков).

Основными же психологическими причинами несчастных случаев являются упрощения восприятия и мышления — неучет некоторых существенных признаков или условий выполнения действий, т. е. неполный сенсорный синтез.

Поэтому необходимо осуществлять выбор вариантов реагирования. В результате повторения однотипных задач и использования примерно одинаковых способов их разрешения вырабатывается стереотипность мышления, когда отдельные акты мышления становятся операциями. В принципе этот факт можно в какой-то мере считать положительным, так как благодаря таким навыкам облегчается и ускоряется решение многих типовых задач.

Однако стереотипность мышления таит в себе большую опасность ошибочных заключений: нетипичная задача может быть отнесена к категории типичных и разрешаться при помощи непригодных для нее операций. Подобные ошибки нередко возникают в опасных (аварийных) ситуациях, когда ограниченность во времени требует быстрых решений, а волнение мешает достаточно полной оценке ситуации (т. е. сенсорному синтезу) и провоцирует срабатывание двигательных автоматизмов.

Так, практика показывает, что опытные рабочие в аварийных ситуациях действуют медленнее, чем молодые.


Причем это происходит не потому, что у опытных ниже скоростные возможности, а вследствие различной стратегии поведения тех и других. Опытные рабочие отвечают на такую ситуацию

100

актом активного мышления, т. е. стремлением как можно полнее оценить сложившееся положение вещей и быстрее найти наиболее целесообразный вариант ответного действия. Неопытные же чаще всего стараются ,как можно быстрее дать двигательный ответ. Причем это осуществляется в спешке, без должного анализа ситуации, путем включения двигательного навыка, зачастую неадекватного ситуации (например, при анализе причин летных происшествий отмечено: часть из них возникает не потому, что летчики опаздывали с ответными действиями, а из-за торопливости).

Следует подчеркнуть, что сложность аварийной ситуации обычно заключается не в недостатке времени на реагирование, а в отсутствии времени на исправление допущенных ошибок. Поэтому опытные рабочие стремятся решить задачу с одного раза и правильно, а неопытные паникуют, проявляя активный оборонительный рефлекс, т. е. быстрые двигательные реакции.

Завершая рассмотрение особенностей операции в предметном действии, следует коснуться вопроса выработки общих трудовых навыков и навыков безопасной работы. К сожалению, иногда их разрывают: рабочего сначала учат правилам выполнения работы, а затем отдельно — вопросам безопасности труда. При подобной методике обучения возможна интерференция навыков, когда трудовые навыки искусственно противопоставляются навыкам выполнения правил безопасности и одни навыки мешают закреплению других.

Из всего сказанного выше следует, что наиболее естественным и целесообразным путем трудового обучения является выработка таких навыков, в которых способ достижения цели действия органически отвечает условиям безопасности труда. Тогда правила применения СИЗ становятся неотъемлемыми элементами операций предметного действия.

101

99 :: 100 :: 101 :: Содержание


Содержание раздела