Психология безопасности труда


Организация предметного действия в сфере информационных процессов - часть 2


На начальном этапе осуществляется подготовка информационной базы. Образ возникающей задачи соотносится с существующими в памяти субъекта представлениями о том, насколько успешно (надежно) подобные задачи решались в прошлом. Исходя из такого соотнесения, складывается представление о степени сложности (неопределенности) данной задачи относительно искомого решения.

94

В соответствии с этим представлением организуется информационное обеспечение задачи: сбор различных сведений о состоянии предмета и орудий труда, окружающей среды и их взаимосвязи, т. е. создается необходимая ориентировочная афферентация. К этим сведениям добавляются извлекаемые из памяти знания об особенностях подобных задач, о правилах и ограничениях, которые налагаются на их разрешение.

После подготовки информационной базы начинается следующий этап поиска ответа на вопрос, как решить задачу, — актуализация в памяти вариантов и выбор подходящего решения. Если избранный вариант принимается к использованию, для его реализации выбирается соответствующее действие, адекватно ему включается моторный выход, при посредстве орудий человек воздействует на предмет труда.

При этом по каналу обратной связи (обратной афферентации) будут поступать сведения о ходе выполнения предметного действия и его результатах. Если полученный результат совпадает с образом ожидаемого, то цель оказывается достигнутой и предметное действие законченным.

Нас, безусловно, должен интересовать вопрос о безопасности выполнения предметного действия. В практике используются различные методы актуализации условий безопасности предметного действия в сфере информационных процессов;

— специальный инструктаж перед выполнением работ повышенной опасности;

— организация контроля выполнения правил безопасности труда;

— установка специальных знаков безопасности, табло, сигнализации и т. д.

При рассмотрении основных информационных процессов, образующих предметное действие, фигурировали отдельные, сдвинутые по времени этапы этого процесса. Предметное действие получается растянутым во времени, если человек только осваивает это действие или задача представляется неопределенной и сложной.При выполнении же хорошо освоенных действий рассмотренные процессы сокращены и свернуты во времени. Это достигается тренировками, опытом и выработкой автоматизма действий.

95

93 :: 94 :: 95 :: Содержание




Начало  Назад  Вперед