Психология безопасности труда


Понятие о трудовой деятельности и личности трудящихся - часть 3


Она формируется путем воспитания и наиболее существенна для всей личности в целом и определяет морально-политический облик человека. Большое воспитывающее значение здесь имеет труд.

Вторая подструктура личности формируется путем обучения, приобретения опыта, общих и профессиональных знаний и навыков. Она определяет профессию человека, его трудовую деятельность, место в трудовом коллективе.

Третья подструктура личности определяется отдельными Психическими процессами как формами отражения:

— эмоциями, ощущениями (как первичной формой отражения);

— мышлением (как второсигнальной формой);

— чувствами, волей и памятью.

Ф. Энгельс писал: «…воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом — в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами». Они и представляют собой третью подструктуру личности.

Четвертая подструктура личности определяется ее биологическими, природными свойствами, т. е. типологическими

11

особенностями высшей нервной деятельности. Эта подструктура имеет особое значение при определении профессиональной пригодности.

Итак, мы рассмотрели четыре основные подструктуры личности, в которые укладываются все «черты личности».

Функциональная динамическая структура личности позволяет глубже понять индивидуальные особенности трудящегося, что особенно важно как при обучении, так и в процессе трудовой деятельности, о чем будет идти речь ниже.

Особое место в личности занимают характер и способности как общие качества личности.

Характер — это совокупность тех же черт личности, входящих в описанные ее четыре подструктуры. Но только, во-первых, наиболее отчетливо выраженных; во-вторых, наиболее тесно связанных Друг с другом; в-третьих, наиболее отчетливо проявляющихся в разных (обязательно в разных!) видах деятельности.

Не все черты личности благоприятны для той или иной трудовой деятельности и определяют способности человека к данному труду.Изучение профессиональных способностей и способов их формирования является одной из важнейших задач психологии труда.

12

9 :: 10 :: 11 :: 12 :: Содержание




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин