Психология безопасности труда


Принципы и методы отбора - часть 3


п.

Следует отметить, что наблюдение применимо чаще всего к узкому кругу отбираемых лиц. Оно очень действенно в случаях не столько отбора, сколько подбора функционально взаимодействующих лиц, а также когда экспериментатор не ограничен во времени.

Самоотчет в практике отбора не имеет самостоятельности. Он входит составной частью в беседу.

Все более широкое применение при отборе находит тестирование. Тесты позволяют получить количественные параметры испытуемого (принимаемого на работу) и отдать предпочтение набравшему большее количество баллов.

Несколько шире остановимся на двух методах исследования — беседы и наблюдения

Метод беседы. В зависимости от целей отбора, от имеющегося в распоряжении Времени, особенностей экспериментатора (начальника) беседа может проводиться им как свободный разговор двух собеседников или как анкетный опрос. Поэтому следует различать развернутый и сокращенный методы беседы (нестандартизованный и стандартизованный виды интервью). Независимо от принятого метода беседы необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:

— ознакомиться с общими анкетными данными принимаемого на работу и его личным делом;

— выявить общие и частные задачи, которые предполагается решить в процессе беседы;

— составить план беседы, определить главное направление разговора и четко сформулировать основные, ключевые вопросы к испытуемому в общем ходе беседы (прямые и косвенные вопросы);

— подготовить помещение для беседы.

142

При развернутом методе беседы успех опроса в значительной мере зависит от такта руководителя, от умения расположить к себе собеседника и вызвать его на непринужденный разговор. Несмотря на то, что беседа должна проводиться в свободной манере, следует придерживаться определенной схемы, чтобы не упустить важные вопросы и записать полученные сведения.

Следует обращать внимание на отношение испытуемого к тому или иному затронутому в беседе вопросу. Отношение его может быть безразличным, рассудочно положительным или отрицательным, негативно и позитивно эмоционально окрашенным.


Начало  Назад  Вперед