Психология безопасности труда



Принципы и методы отбора - часть 5


Следует придерживаться определенного плана наблюдения. Прежде всего нужно обратить внимание на то, как испытуемый вошел в помещение. Имеет значение нога на стуле, положение рук, отношение к новой для него обстановке. Отметить, легко ли испытуемый вступает в разговор, охотно ли и как отвечает на вопросы. Необходимо обратить внимание на особенности эмоциональных реакций, движения, мимику, жесты, находчивость, наличие вегетативных реакций (побледнение, покраснение лица, появление капелек пота и т. п.).

Активный метод наблюдения называют также «естественным экспериментом» или «ситуационным тестом». Сам метод наблюдения остается тем же, что и описанный выше. Но если при пассивном методе руководитель вынужден наблюдать испытуемого в условиях, случайно созданных жизнью, или в специфических условиях беседы, то при активном методе условия создаются самим экспериментатором. Например, для того чтобы оценить скорость и координированность двигательных реакций у детей, с ними можно провести подвижные игры и наблюдать в этой ситуации.

Естественный эксперимент может играть большую роль в оценке эмоционально-волевых и мотивационных качеств человека.

Руководитель, планирующий такой эксперимент, обязан до деталей продумать весь его «сценарий» и возможные последствия. Понятно, что при этом не должны нарушаться правила этики.

Испытуемый не должен знать или даже подозревать о «неслучайности» ситуации, в которую он попадает, и о том, что за ним ведется специальное наблюдение.

144

Специфической формой естественного эксперимента, проводимого при профессиональном отборе, является наблюдение за испытуемым в процессе классных учебных занятий, при работе на тренажерах, стендах и при непосредственной профессиональной деятельности.

145

140 :: 141 :: 142 :: 143 :: 144 :: 145 :: Содержание




Содержание  Назад  Вперед