Психология безопасности труда



Психические процессы, связанные с безопасностью


К психическим процессам относятся: память, внимание, мышление и др.

Память — это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидуумом информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием. Установлено, что за первые 9 часов информация уменьшается от 100 до 35%. Следовательно, для восполнения утраченной информации необходимо проводить обучение, инструктажи.

Внимание — это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Это также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.

Для привлечения внимания к опасностям используются различные средства: звуковые (сирена, гудок, зуммер и пр.), зрительные (транспаранты, табло, лампочки сигнализации) и др.

Восприятие или перцепция — это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Персептивные образы имеют в основном полисенсорный характер, так как используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по технике безопасности должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться:

— актуальность и новизна информации;

22

— эмоциональность воздействия;

— лаконизм оперативных сообщений (например, текст из 3—6 слов);

— композиционная оригинальность и т. д.

Мышление — это процесс познавательной активности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Таким образом, мышление — это прежде всего речемыслительный процесс.

На основе персептивного образа осуществляется выбор решения.

Ошибочный выбор решения может происходить по таким причинам:

— неправильная оценка ситуации;

— недостаточность опыта;

— неправильное осмысление полученной информации на этапах от целеобразования до актуализации в сознании элементов деятельности с учетом их безопасности.




Содержание    Вперед