Психология безопасности труда



         

Структура предметной деятельности - часть 3


Объединяет же все эти действия в единую систему деятельности ее конечная цель и общий мотив.

В план действия людям свойственно включать главным образом крупные структуры, образующие деятельность. Однако в него могут включаться и более мелкие действия, те, которые существенно влияют на результат деятельности; в которых ожидается возможность неудачи; действия, представляющие опасность аварии, несчастного случая.

Иначе говоря, человек планирует выполнение тех действий, которым он придает достаточно большое значение.

Значение того или иного действия (или предмета) формируется в социальной среде и отражает его наиболее существенные свойства, связи, отношения. Так, например, каждый шофер понимает значение в его работе тормозов, стоп-сигнала, а электрик — значение хорошего контакта и пр.

Однако, наряду с общепринятыми представлениями о тех или иных действиях, явлениях, предметах (т. е. с их значениями), можно говорить о субъективном отражении этих реальностей в индивидуальном сознании данного человека — о том смысле, который они приобретают для него. Общепринятое значение того или иного факта получает свою индивидуальную интерпретацию, преломляется под углом психических особенностей, мотивов, тенденций, интересов.

Если продолжить анализ структуры предметной деятельности и от планов действий перейти уже к их практической реализации, то следует выделить одну, еще более мелкую единицу деятельности — операцию. Под операцией принято понимать сам конкретный способ, который избирается человеком для выполнения предметного действия. Так, например, действие по снижению скорости движения автомобиля, в зависимости от условий шофер выполняет посредством разных операций.

Таким образом, операция оказывается фактически уже «технологией» действия. Выбор операций осуществляется исходя из задачи, которая решается в действии. Задачу А. Н. Леонтьев определил как цель, данную в определенных условиях (по формуле: задача = цель + условия).

Итак, резюмируя сказанное о структуре организации Предметной деятельности, можно заключить, что каждая новая деятельность




Содержание  Назад  Вперед