Психология безопасности труда



         

Влияние состояния человека на несчастные случаи - часть 3


Не менее разнообразны по своим проявлениям формы бесстрашия: смелость, храбрость, отвага, мужество.

Смелость — процесс, определяемый второй сигнальной системой. Смелый человек всегда знает и может сказать ради чего он смел, какую цель он достигает, поступая вопреки страху. Смелость может проявляться в самых разнообразных видах трудовой деятельности: «смелая мысль», «смелое решение вопроса» и др.

Храбрость связана с эмоциональными переживаниями боевого возбуждения, о котором мы упоминали выше. Храброму человеку опасность нравится, переживания его стеничны и деятельность не дезорганизована.

70

Однако безумная храбрость, как и безумная трусость, одинаково губительны.

Отвага переживается человеком кик поступок. Смелым и храбрым можно быть и ради достижения личных целей. А вот отважным — только при достижении цели, осознаваемой как общее дело. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Если смелый, идя навстречу опасности, обычно напряжен, а храбрый возбужден, то отважный спокоен.

Мужество — высшая и наиболее сложная форма бесстрашия. Здесь обобщаются многие стороны личности и в различных случаях те или другие из этих сторон могут преобладать. Помимо смелости, храбрости и отваги в мужестве проявляются высокая сознательность и идейность, убежденность в своей правоте, терпение, инициатива и находчивость, дисциплинированность, самообладание, твердость (как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (сопротивляемость ряду последующих ударов). Мужество всегда активно проявляется в деятельности.

Говоря о второй форме страха — паническом состоянии, следует различать следующие возможные ошибки, вызванные влиянием паники на движение человека:

1) действие не совершается. В обиходе говорят: он оцепенел; он остолбенел от ужаса (от неожиданности);

2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел; рабочий совершает движения, лишние в данной ситуации;

3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты;




Содержание  Назад  Вперед