Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия

       

Стратегические компоненты


Стратегия по сохранению биоразнообразия включает ряд взаимосвязанных стратегических компонентов (или подходов к сохранению), которые в случае одновременного применения позволят достичь главной и основных целей данного плана. Эти компоненты были разработаны на основе принципа интегрирования с взаимосвязанными действиями и, следовательно, применение лишь какого-то одного стратегического компонента не принесет успеха без поддержки за счет выполнения других действий в рамках остальных компонентов. Этими стратегическими компонентами являются:

А. Сохранение in situ. При данном подходе признается важность сохранения в условиях естественного окружения, а также подчеркивается важность сохранения биотических сообществ и экосистем как в границах, так и вне границ охраняемых территорий.

В. Сохранение ex situ. Сохранение вне условий естественной cреды рассматривается как дублирование сохранения в природе, обеспечивающее системы защиты широкого круга генетических ресурсов с целью возможного восстановления в прежних местах обитания,

С. Устойчивое

использование биологического и ландшафтного разнообразия. При данном подходе признается важность биоразнообразия как ресурса. А также зависимость местных общин, как и других, от этого ресурса. Устойчивое использование является механизмом, с помощью которого сохранение можно поставить в один ряд с этими потребностями, тем самым усиливая непосредственную ценность этих ресурсов и потребности в их сохранении и в то же время удовлетворяя потребности местного населения. Устойчивое использование является особенно важным инструментом в плане сохранения in situ

вне охраняемых территорий, а также тесно связано с развитием поощрительных мер.

D. Развитие организационного потенциала и обучения. В данном плане предлагается широкий спектр изменений, и претворение других стратегичесикх компонентов будет основываться на параллельном развитии как людей, так и организаций в поддержку новых и прежних видов деятельности.


E. Экологическое образование и участие общественности. Любая деятельность по сохранению требует понимания и поддержки широких слоев населения, если мы хотим, чтобы она была успешной и стабильной. Информирование общественности лежит в основе любой деятельности, происходящей вне охраняемых территорий, а экологическое образование способствует более широкому её вовлечению в процесс сохранения.

F. Идентификация и мониторинг. При составлении любого плана важно уметь оценить эффективность новых или измененных действий. Поскольку целью данного плана является сохранение биоразнообразия, то необходим долгосрочный мониторинг видов и экосистем для оценки эффективности плана и определения потенциальных угроз на как можно более ранней стадии.





G. Исследования.



Для того, чтобы эффективно управлять биоразнообразием, решения руководства (такие, как сохранение in situ и мониторинг) должны быть основаны на соответствующей и подробной информации. Комплексная биологическая система требует непрерывных исследований для лучшего понимания потребностей сохранения, а также приведения в соответствие с потребностями практики управления.

H. Обмен информацией и доступ. В целях эффективного сохранения необходимо, чтобы вся информация по биоразнообразию и деятельности, оказывающей на него воздействие, была доступна широкому кругу лиц. Это поможет избежать дублирования действий и будет способствовать принятию решений на основе самой достоверной информации, способствуя четкости хода процесса. Обмен информацией может производиться на самых разных уровнях – местном, государственном, региональном или международном.

I. Сотрудничество (техническое, научное, межгосударственное, передача технологий). Биоразнообразие не имеет границ – ни между слоями общества, ни между обществами, ни между государствами. Следовательно, эффективное сохранение биоразнообразия должно основываться на связи и сотрудничестве между элементами общества, обеспечивая справедливость и равенство в отношении биологических ресурсов.


Более того, сотрудничество между соседними и отдаленными друг от друга государствами важно для обеспечения эффективной координации деятельности по достижению общей цели сохранения биологических ресурсов в мировом масштабе.

J. Оценка воздействия. Представляет собой важный способ мониторинга за воздействием ряда видов деятельности на биоразнообразие. За счет осуществления такого мониторинга становится возможным обеспечить адекватную реакцию по смягчению отрицательного воздействия на биоразнообразие. Оценка воздействия также предоставляет четкую основу для оценки подходящих инициатив и мер, подавляющих эти инициативы.

K. Меры стимулирования. Одним из наиболее важных факторов, способствующих сокращению биоразнообразия, является отсутствие истинно экономической оценки биологических ресурсов. Использование экономических (и других) стимулов позволяет провести переоценку на основе придания биоресурсам их истинной стоимости, и за счет этого содействовать благоприятному отношению к сохранению.

L. Законодательство.

При изменении подходов или видов деятельности в данном плане потребуются соответствующие регулятивные изменения. Юридические меры лишь усилят другие стратегические компоненты этого плана (включая поощрительные меры), и во многих случаях существующее законодательство нужно будет пересмотреть, а там, где необходимо, привести в соответствие для обеспечения эффективной поддержки запланированной деятельности.

М. Финансовые ресурсы. Осуществление данного плана и его стратегических компонентов потребует финансовой поддержки, и источники этих финансовых средств необходимо рассмотреть в рамках данного плана – будь то обзор существующих механизмов, либо разработка новых.

N. Координация Стратегии и Плана действий. Для того, чтобы поддержать успешное осуществление плана, необходимо рассмотреть структуры по администрированию и управлению запланированной деятельностью в рамках самого плана. Определяя механизмы координации плана на этой стадии, мы тем самым принимаем интегрированный подход к осуществлению всех остальных стратегических компонентов с четкими обязательствами по содействию данному плану и мобилизуя скоординированную деятельность.



Стратегические компоненты относительно статей Конвенции по биологическому разнообразию

Стратегические компоненты, включенные в Стратегию по биоразнообразию, были разработаны в процессе обсуждения во время проведения ряда межсекторальных семинаров. Стратегии представляют собой рациональное толкование наиболее подходящих подходов к сохранению, и понятно, что их целостное или интегрированное применение, вероятней всего, будет наиболле эффективным.

Будучи набором подходов, стратегические компоненты во многом схожи со статьями Конвенции по биоразнообразию. Вопросы, рассматриваемые в статьях 7-19 Конвенции, четко представлены в рамках стратегических компонентов, перечисленных выше:

Статья 7

Идентификация и мониторинг

Статья 14

Оценка воздействия и сведение к минимуму нежелательных эффектов

Статья 8

Сохранение in situ

Статья 15

Доступ к генетическим ресурсам

Статья 9

Сохранение ex situ

Статья 16

Доступ и передача технологий

Статья 10

Устойчивое использование компонентов биоразнообразия

Статья 17

Обмен информацией

Статья 11

Меры стимулирования

Статья 18

Техническое и научное сотрудниество

Статья 12

Исследования и обучение

Статья 19

Биотехнология и распределение ее выгод

Статья 13

Общественное мнение и осознание

Четкие связи между компонентами СПДСБ и статьями Конвенции можно рассматривать как преимущество, имея в виду отчетность о реализации Конвенции в Кыргызской Республике. В дополнение к этому подобная организация стратегических компонентов облегчает сравнение данного документа с СПДСБ в других странах и представляет собой согласованную в международном масштабе схему по сохранению биоразнообразия.

 






Содержание раздела