Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия

       

В Кыргызской Республике сосредоточено богатое


В Кыргызской Республике сосредоточено богатое разнообразие биологических ресурсов – видов, экосистем и ландшафтов. Несмотря на то, что Кыргызская Республика является небольшой страной с точки зрения занимаемой территории, здесь имеются значительные вариации в высоте над уровнем моря и геологии, что ведет к большому диапазону биомов, а это выражается в большом разнообразии видов. Представленные здесь экосистемы – это и высокогорье, и плодородные равнины, расположенные в низменностях, и крупные пресноводные системы. Характер биоразнообразия страны отражает высотность значительной части территории, и преобладающими являются здесь горные и альпийские виды. На биоразнообразие Кыргызской Республики за последний век оказал воздействие ряд факторов, что привело к зарегистрированному сокращению количества сообществ и вызвало обеспокоенность за судьбу все большего числа видов, включая основные виды, имеющие хозяйственное значение. В данном разделе дан обзор и четкий анализ текущего состояния биологических ресурсов в Кыргызской Республике, включая экосистемы и виды, имеющие приоритетное значение в плане хозяйственной ценности, редкости и стоящих перед ними угроз.


Существующая в стране сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) включает в себя 6 заповедников, 1 национальный, 5 природных парков, 71 заказник. Они охватывают не все важнейшие экосистемы и расположены не во всех биогеографических подразделениях страны.
Заповедники имеют определенную направленность. Сары–Челекский сохраняет уникальный орехоплодовый лес и горный ландшафт с живописным озером. Иссык–Кульский – в первую очередь – зимующих водоплавающих птиц, а также сообщества побережья и озера. Нарынский – популяцию марала. Беш–Аральский, Каратал–Жапырыкский, Сарычат–Эрташский – экосистемы среднегорья и высокогорья.
Снижение финансирования привело к сокращению штата егерей, увеличению случаев ущерба природным ресурсам, свертыванию научных исследований в ООПТ.
Значительно ослаблены руководство и контроль за охраной и на объектах, находящихся в ведении ведомств.
Для сохранения биоразнообразия методом ex situ
организованы 3 ботанических сада, 2 зоопарка, 5 питомников. Если в ботанических садах сосудистые растения представлены довольно полно, то в зоопарках – случайный набор животных. Зоопарки в результате прекращения финансирования поставлены на грань выживания.
Принятая программа экообразования в школах и ВУЗах призвана повысить экологическую грамотность.
Деятельность НПО и средств массовой информации способствует формированию экологического сознания.


            Правовая защита природы включает в себя систему законов и правовых норм, органы природоохранной прокуратуры и суды.
            Имеющаяся в настоящее время правовая база в принципе охватывает все стороны взаимодействия общества, отдельных физических и юридических лиц с природой. Она в значительной мере сохраняет преемственность с природоохранным законодательством советского времени. Отдельные правовые нормы того периода продолжают применяться и поныне.


            С 1991 г. идет процесс совершенствования природоохранного законодательства в соответствии с суверенным статусом страны. При поддержке зарубежных фондов в нем принимают участие общественные организации. Часть законопроектов предварительно проходит через Президентский совет по правовой реформе.
            Страна присоединилась ко многим международным соглашениям по охране природы. Присоединение к остальным, касающимся интересов Кыргызской Республики, не имеет принципиальных препятствий.
            Большинство законопроектов по охране природы подготавливается Министерством охраны окружающей среды. После обсуждений и согласований они проходят процедуру утверждения в Парламенте республики.
            Развивается практика межгосударственного сотрудничества в области охраны природы. Заключен ряд соответствующих соглашений с государствами Центральной Азии (за исключением Туркмении).


 
            Нынешний переходный период в развитии экономики Кыргызской Республики отражается на состоянии биоразнообразия и охраны природы.
            Финансовые ресурсы, направляемые на охрану биоразнообразия, выделяются республиканским бюджетом в объеме 6394,965 тыс. сомов, что составляет 0,02% от ВНП. Часть финансовых затрат заповедников покрываются за счет Республиканского фонда охраны природы (61,9 тыс. сомов). Однако это составляет незначительную часть. Небольшие денежные средства, получаемые от хозяйственной деятельности ООПТ, идут на поддержку внутренних потребностей ООПТ. В настоящее время, к сожалению, нельзя привести примеры частных инвестиций, которые внесли бы свой вклад в сохранение биоразнообразия.


            Сохранение биоразнообразия любой территории напрямую зависит от социально - экономических условий жизни, благосостояния и уровня грамотности населения. Реальные денежные доходы, получение населением в 1995 г. (с коррективой на индекс потребительских цен), по сравнению с 1994 г. сократились на 13,5 %, что привело к снижению уровня жизни населения. Например, по результатам обследования, проведенного Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики совместно с Институтом Штата Северной Каролины в рамках проекта “Сфера социальной защиты” в марте 1996 г., коэффициент жизни (соотношение доходов 20% самых богатых и 20% самых бедных людей) составил 11,7.
            В настоящее время в Кыргызстане процент бедных составляет более 80%. Отсутствие работы, средств к существованию, тяжелое экономическое положение, снижение уровня образования в сельской местности ведет к хищническому использованию природных ресурсов.
            В свою очередь, от состояния биоразнообразия прямо или косвенно зависят все без исключения социально-экономические сектора страны. Прежде всего оно обеспечивает нормальное санитарно-гигиеническое состояние окружающей cреды, от которого зависит здоровье населения.
            В сельскохозяйственном секторе пастбища представляют наибольшую кормовую ценность. В полеводстве, садоводстве и лесном хозяйстве наиболее устойчивые и безопасные меры борьбы с вредителями связаны с использованием естественных видов, ограничивающих их численность. Благополучие охотничьего и рыбного хозяйства напрямую зависит от благополучия объектов их промысла. То же самое можно сказать и о фармакологии, использующей дикорастущие лекарственные растения. Неисчерпаемый источник для генетических и селекционных работ – разнообразие диких предков культурных растений и видов, которые с успехом могут быть введены в культуру. Среди них орех грецкий, яблони, груши, алыча, абрикос, гранат, виноград, малина, смородина, тюльпаны, луки, эремурусы, другие декоративные цветы и кустарники. Многие народные промыслы связаны с использование продуктов живой природы.
            Рекреационные, эстетические ресурсы ландшафтов, привлекающих туристов, во многом определяются естественным растительным и животным миром. Они представляют интерес не только на местном и региональном, но и на международном уровне для развития туристического и гостиничного бизнеса.


В данном разделе будет проанализирована информация о биологических ресурсах и факторах, оказывающих на них воздействие, в целях определения общей картины воздействий. Данные общие черты включают как ограничения, так и возможности сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике. Процесс выявления ключевых факторов, оказывающих воздействие на биоразнообразие и реализацию программ по сохранению биоразнообразия, создают основу, позволяет определить приоритеты и оценить возможные действия, которые могут быть предприняты для улучшения существующего положения в области биоразнообразия.

Заинтересованные стороны и их взаимодействие с биоразнообразием
Широкий круг групп и лиц оказывают воздействие на биоразнообразие и сами подвергаются его воздействию. В их число входят лица, непосредственно использующие биоразнообразие (лесники, фермеры, охотники, мастера народных промыслов и другие), и те, кто занимается охраной окружающей cреды, а также те, кому биоразнообразие дорого как часть их культуры.
В действительности, все лица страны могут считаться заинтересованными сторонами по отношению к биоразнообразию. Любой человек тем или иным образом использует биологические ресурсы (будь это вода, древесина для постройки домов или собранные грибы), и большинство людей дорожит эстетическими ценностями природы. Кроме того, услуги, предоставляемые биоразнообразием (от защиты водосборных бассейнов до опыления растений), также имеют важное значение для всех.
Тем не менее, некоторые группы вовлечены в более непосредственное взаимодействие с биоразнообразием, чем другие. Но в любом случае, взаимоотношения с биоразнообразием редко являются простыми – любая группа взаимодействует с биоразнообразием несколькими способами: те же самые организации, которые непосредственно используют биологические ресурсы, могут в разных жизненных ситуациях подвергаться влиянию, вызванному изменениями в биоразнообразии, происходящими где-нибудь в другом месте. Например, сборщики лекарственных растений могут непосредственно использовать биоразнообразие, но одновременно с этим подвергаться негативному воздействию, вызванному сокращением лесных массивов высоко в горах, которое ведет к эрозии почв и повышает вероятность наводнения в их местности.
В общем, степень заинтересованности в биоразнообразии должна быть отражена в степени участия в процессе планирования. Те, кто более непосредственно связан с биоразнообразием (прямое использование и менее – косвенное), будут, скорее всего, и более непосредственно участвовать в процессе планирования деятельности по биоразнообразию.

Институциональная основа сохранения биоразнообразия состоит из учреждений и организаций, непосредственно занимающихся изучением и сохранением биоразнообразия и/или его компонентов.
Это прежде всего государственные органы: Министерство охраны окружающей cреды (МООС) и Государственное агентство по лесному хозяйству. Основные организации, входящие в состав МООС – заповедники, Госагентства по лесному хозяйству – природные парки, лесные хозяйства, охотничьи заказники.
Кроме них, существуют учреждения, которые так или иначе заинтересованы в сохранении или воздействии на биоразнообразие. Это различного рода министерства, ведомства, а также сборщики растительного сырья, народные целители, частные владельцы скота, фермеры, пастухи, туристы, коллекционеры, ученые, работники сферы образования и др.
Для основных государственных учреждений МООС и Госагентства по лесному хозяйству контроль над воздействием на биоразнообразие осуществляется на республиканском, областном и межрайонном уровнях специальным институтом экологического прокурорского надзора.

Содержание раздела